[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
ФОРУМ » ПУТИ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ » СИМВОЛЫ и ЗНАКИ » Знак Матери Мира Рериха
Знак Матери Мира Рериха
soundsoul-aumДата: Четверг, 18.05.2017, 19:06 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 641
Статус: Оффлайн
Знак Знамени Мира, Знак Матери Мира, - спасительный круг.




В письме от 8 ноября 1934 года Е.И. Рерих пишет о происхождении Знака Знамени Мира: «И затем для его сведения привести все значения знака Знамени и откуда он был взят  Н.К. Именно с иконы, хранившейся в Свято-Сергиевской Лавре, изображающей Св[ятую] Троицу в виде трёх ангелов». Е.И. Рерих. Письма. МЦР, М. 2000, Т. 2 стр. 457. А в книге Иерархия мы читаем: «Потому нужно понять Иерархию как спасительный круг. Можно так понять знак Матери Мира».
Иерархия. 348. Речь здесь идёт о неком «знаке Матери Мира», который можно понять «как спасительный круг».
Что это за «знак»? Интуитивно – это другое название Знака Знамени Мира.  Этого же требует не только интуиция, но и логика. Знак Знамени Мира – это четыре красных круга, три из которых, небольшие, располагаются в одном большом, слагая пиктограмму известного символа «Три-В-Одном», или четыре.  «Четыре», - это число женского халдейского божества Арба, которое, хотя и Дева, всё же порождает. Так же вспомним, что София Премудрость Божья считалась русскими софиологами именно
четвёртой ипостасью Божества.



У Н.К. Рериха есть картина «София-Премудрость». 1932, на которой в самом центре композиции мы видим Знак Знамени Мира, такое расположение ясно говорит о ключевом значении этого Знака для понимания рериховской трактовки образа Софии Премудрости,  верно и обратное, именно множество смыслов, собранных вокруг образа Софии дают нам понять глубочайший смысл этого Знака.

В.Ф. Эрн писал: «Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие  в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности». Сам философ писал: «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ
Каира, в начале 1876 года:

Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества».

Речь идет о трех явлениях философу Божественной Сущности, олицетворяющей вечную женственность. Эта Сущность – олицетворение одного из космических  начал, «богоматерии», Св. Духа. Эту святящуюся субстанцию или энергию на западе называли Материя Люцида, а на востоке Матерь Мира. Это София Премудрость Божия. Это то живое пламя, которое преобразило  Христа на горе Фавор, поэтому его Свет называют фаворским светом.

Повторим, в русской софиологии, родоначальником которой стал Вл. Соловьёв, считается, что София является «четвёртой ипостасью Божества». Её «номер» 4, после Отца, Сына и Святого Духа.  Говорят, что Четверица, или Три–в–Одном, обожествлялась ещё пифагорейцами. В действительности же мы не можем установить: когда именно и где впервые люди стали почитать этот символ Премудрости Троих, в котором им явилось неведомое Божество, Троица.  Умозрительно Троица является людям не иначе как  Женственный Логос. Гностики говорили о Крестос-Софии, Флоренский о Христо-Софии.
Одним из символов этой Царственной Сущности, Царицы Небесной является Огонь. Вот и Н.К. Рериху Она явилась в клубах Огня на Белом Коне.  Белый Конь в разных системах мысли - от индуистского Калки Аватара до Апокалипсиса связывается с тем долгожданным событием, которое христиане называют Вторым Пришествием. Вообще, Апокалипсис – книга настолько же о Пришествии Софии, насколько о Пришествии Христа. Это книга о браке Агнца, о браке Христа и Софии. «… ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей  облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца». (Откр. 19:7-9) Именно «виссон чистый и
светлый» символизируется белым полотнищем Знамени Мира, что придаёт ему ещё и смысл апокалиптического знамения.

(«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие, как собеседника на пир». На брачный пир Агнца, открывающийся (Открытие, Откровение, - по гречески Апокалипсис) нам, рождённым в эти времена.
Так, практически все цитируют Тютчева, хотя в оригинале стоит не «блажен», а «счастлив». Почему же все переиначивают? Какое уж тут «счастье»? Сплошное «блаженство!»)

В  статье «Понятие Церкви в Священном Писании» Флоренский даёт такое толкование центрального образа Откровения - "Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный  как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21:2) Флоренский говорит, что это - Царица Небесная,  Церковь незримая, или София.   В той статье  он пишет о Втором  Пришествии, следуя традиционному для Православия толкованию Апокалипсиса. В главе 14, как и в последующей 15 главе, изображено богослужение 144 000 "девственников", "которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл" (Откр. 12:4) "Это верные Христу. И, как противоположность этой Церкви избранных,  в главе 17-й изображена Великая Блудница, над которой (гл. 18-я)  происходит суд.  Блудница эта не есть то или другое государство, та или другая  поместная Церковь это совокупность всех плевел Церкви, тогда как 144 000 девственников, далее являющиеся как Невеста Агнца или Иерусалим Горний - совокупность  пшеницы. Ранее же описанная Жена есть нива, на которой до поры до времени  растут неразличимые между собою пшеница и плевелы (Мф. 13:24-30; ср. Мф. 13:47-50). Таким образом, при последних событиях мировой истории Церковь  дифференцируется на Блудницу - Церковь падших и на Град Божий, описанный в гл. 21-й. Это - "Жена,
Невеста Агнца" (Откр. 21:9), куда уже не войдёт ничто нечистое. Тут Невеста предстаёт во всей своей небесной и лучезарной красоте". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.122, М.,стр.470.) Град Божий, Церковь Вселенская, София, или Тело Христово здесь нужно понимать как Иерархию Светлых сил, которая коллективно есть Матерь Мира.

У Матфея сказано, что Второе Пришествие будет иметь грандиозный космический масштаб: «… ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. (Мф. 24:27).

Может быть, поэтому Н.К. Рериху София-Премудрость и явилась в  пламенеющих языках Огня? Говоря о Втором Пришествии, нельзя не упомянуть об ожидаемом христианами Пришествии одного из самых загадочных персонажей Нового Завета «Святом Духе Утешителе». Он упоминается только в Четвёртом, гностическом, Евангелии. Е.П. Блаватская настоящим автором его называет Марию Магдалину. Христос говорит об Утешителе на Тайной Вечере.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас
сиротами, приду к вам». (Ин. 14:16-18)  «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пришлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». (Ин. 14:25-26).
«Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины,
Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин. 15:26).
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не
пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И
Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не
веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о
суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но
вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то
наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет
говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня,
потому что от Моего возьмёт и возвестит вам». (Ин. 16:7-14).

Вот и всё, что сказано об Утешителе в Св. Писании христиан, но эти несколько фраз породили среди христианских мистиков целое тайное учение. Флоренский в главе «Утешитель» своего великого труда «Столп и утверждение истины» пишет: «Да, Дух Святой действует в Церкви. Но знание Его всегда было либо залогом, либо наградою, - в особые моменты и в
исключительных людях; и будет таким, доколе не «свершится» всё. Вот почему при чтении церковной письменности не может не обратить внимание одно явление, сперва кажущееся странным, но потом, в свете предыдущих соображений, выявляющее собою внутреннюю необходимость. А именно: святые отцы и мистические философы говорят о важности идеи Духа в христианском мировоззрении, но почти никто не выясняет чего-либо отчетливаго и решительнаго.  Ясно видно, что святые отцы про себя что-то знают; но ещё яснее, что это знание так глубоко затаено, так «неотчётливо», так
несказанно, что облечь его в отчётливые слова не хватает у них сил. Главным образом это относится к догматистам, потомучто им надо говорить определённо и - по существу дела; они-то и оказываются почти немыми, или явно путаются. (…)

Эта неотстоенность идей, происходящая из незаурядности умственных встреч с Духом Святым, явствует и из того, что в творениях церковной письменности не редкость, как уже отчасти указывалось выше, встретить некоторую неразграниченность идей Духа Святого и Софии – Премудрости, - отчасти же и их обоих от Логоса, - явление тем более бросающееся в глаза, что идеи Отца и Сына разработаны со всяческою тонкостью и, можно сказать, вычеканены довольно.  (…)

Около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни; а в откровении Его – все надежды». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 112-140)

Это связано с тем, что  раскрытие тайны Утешителя могло произойти только с наступление Новой Эпохи, Эпохи Святого Духа, которая ожидалась мистиками христианства.  И вот эта Эпоха пришла.

И Святой Дух Утешитель пришел и дал нам новое Откровение и «мир его не познал».

Вл. Соловьёв учил, что мы живем  во времена апокалиптические, когда происходит решающая битва за освобождение плененной первобытным хаосом Мировой Души, которая должна закончиться преображением неба и земли в
Новое Небо и Новую Землю, преображением человека в нового человека. В этом новом мире люди будут жить в трех мирах, восходя без перерыва сознания великой лестницей к свету.  Важнейший этап этой борьбы – явление «Жены, облеченной в Солнце», которая  собирает новых людей, готовых к преображению своей энергетики в новый тип, отвечающий условиям
грядущего нового мира. Явление этого воплощения вечной женственности было обещано Христом в Евангелии от Иоанна, как пришествие Святого Духа Утешителя. Владимиру Соловьеву эта Невеста Агнца явилась в образе Софии.
Она была его Учителем, Она готовила его к великой миссии, которая «с каждым днем становилась для него все яснее, определеннее и строже». Этот культурный герой был послан Ею в мир как Ее предтеча, чтобы подготовить мир к Ее Пришествию. И он выполнил свою эволюционную задачу.
Насыщенный  огнем его духа Серебряный век русской культуры прошел, по словам Бердяева, под знаком вечной женственности, в ожидании и подготовке к  эпохе Святого Духа.

Мы знаем, что наследники Вл. Соловьева уничтожили ту часть его рукописей, которая по их мнению могла повредить его репутации «православного философа». Но рукописи не горят.  Все же, кое-что осталось. Так рукопись «La Sophia» местами прерывается записями, сделанными под диктовку высшей Сущности. Вот одна из них: «Думай обо мне. Я рожусь в
апреле 1878. Софиа». Читающий разумеет.
Вл. Соловьёв дружил с Н.К. Рерихом, они переписывались, встречались, общались. «Помню беседу с Владимиром Соловьёвым у Стасова, когда обсуждалась моя картина «Световитовы кони», а философ приговаривал, теребя свою броду: «Восток! Восток!» Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре». «Удивительно, насколько меняются
человеческие выражения, сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал  очень потревожен, если
входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьёвым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась и он спешил прекратить беседу».

Е.И. Рерих родилась 12 февраля 1879 года. С Н.К. Рерихом они поженились в 1901 году. Вл. Соловьёв ушел летом 1900 года. У нас нет никаких свидетельств того, что в этой жизни он встречался с Е. И. Рерих.

В руках Софии-Премудрости Н.К. Рерих узрел свиток с текстом, озаглавленным крупным изображением Знака Знамени Мира. Три красных круга в красной окружности. Три-в-Одном. Четверица. Этот текст София-Премудрость, победно скачущая на Белом Коне Апокалипсиса держит как Знамя. Знамя Мира – Знамя Новой Эпохи. Эпохи Матери Мира. Несёт нам «спасительный Круг» Матери Мира.

«Некто поведал мне, - говорит Иоанн (Лествичник, - Г.Я.), - о необычайном и высшем пределе непорочности. «Ведь, - некто говорит, - воззрев на красоту, весьма прославил за неё Творца; и от единого взора погрузился в любовь Божию и в источник слёз; и изумительно было видеть, что ров гибели для другого для иного сверх естества стал венцом». Если всегда таковой, добавляет Лествичник от себя, - в таких чувствованиях усвоил себе такой образ действия, то он воскрес нетленным до общаго воскресения».

Цель подвига, как известно, - достигнуть нетления и обожения плоти через стяжание духа. Это нетление, таким образом, в глазах суровейшего из аскетических писателей является не внутренним обеспложением подвижника, не атараксией и не равнодушием, а, напротив, высшею отзывчивостью на красоту плоти, - способностью умиляться до слёз, плакать от восторга при виде прекрасного женского тела. Мучительный подвиг и окрылённый восторг оказываются антиномично-связанными в вопросе о поле, как и в других вопросах.

«Тем же правилом, - говорит ещё Лествичник, - будем руководствоваться и в отношении напевов и песней. Боголюбцам, ведь, к радости и божественной любви и слезам свойственно возбуждаться и от мирских, и от духовных песнопений; сластолюбивым же – наоборот».

Итак, цель устремлений подвижника – воспринимать всю тварь в её первозданной победной красоте. Дух Святой открывает себя в способности видеть красоту твари. Всегда видеть во всём красоту – это значило бы «воскреснуть до всеобщего воскресения», значило бы предвосхитить последнее Откровение, - Утешителя.

(«Последнее Откровение», - Учение Живой Этики, во главу угла ставящее как раз красоту. – Г.Я.)

Под «некто», о котором повествует Иоанн Лествичник, надо разуметь св. Нона, с 448 г. бывшего епископом в Эдессе и умершего в 471г., - того самого Нона, который основал в Эдессе первый лазарет древнего мира. Женщина, о
которой упоминает рассказ была тогда вовсе не какой-нибудь святою; напротив, это была известная на всю Антиохию, где случайно находился Нон, - блудница Пелагея, за роскошь свою прозванная Маргаритою, - Жемчужиною». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 310-311). Что, конечно же, никакого отношения к рассматриваемому нами
полотну Н.К. Рериха не имеет.
А вот нижеследующее, имеет.
 Во II томе Трудов Объединённого Научного Центра проблем космического мышления. (М., Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2009), на стр. 294-299 размещена статья к.ф.н., доцента Новосибирского ГУ Е.Е. Малининой «На Святой земле Гуанинь» о её паломничестве на остров Путо (Путошань), Китай, за которым издревле закрепилась слава «Царства Буддизма посреди Небес и морских просторов», «места поклонения Гуанинь – богини Милосердия и Сострадания». Этот остров Восточно-Кимтайского моря входящий в состав архипелага Чжоушань, расположен к юго-востоку от Шанхая на входе в залив Ханчжоувань, относится к провинции Чжэцзян.

Остров известен в китайском буддизме как бодхиманда (место просветления) Авалокитешвары, почитаемого в Китае под именем Гуань Инь. Путошань является одной из четырёх священных гор Китая, вместе с Утайшань, Цзюхуашань и Эмэйшань (места просветлений Манджушри, Кшитигарбхи и Самантабхадры соответственно). Название «Путо» произошло от «Поталака» («Potalaka») (русское слово «потолок», - не отсюда ли происходит? - Г.Я.), горной обители Гуань Инь, упоминаемой в Аватамсака-сутре, также как и название дворца Потала, бывшей резиденции Далай-лам.

Это райский уголок 8,6 км в длину и 3,5 км в ширину. На острове находится множество буддистских храмов, пагод и природных объектов. Наиболее интересны следующие места: 1. 33-х метровая статуя Богини Милосердия    Гуань Инь, расположенная в южной части острова. В левой руке Она держит колесо Дхармы, символ учения Будды. 2.Храм Пуцзи — крупнейший комплекс на острове, построен в 1080 году во времена династии Сун и достраиваемый последующими династиями. В главном зале храма по обе стороны от главной статуи Гуань Инь стоят 32 небольшие фигуры, изображающие Её различные воплощения. 3.Пагода Всех сокровищ — самая древняя пагода на острове. Возведена рядом с храмом Пуцзи в 1334 году во времена династии Юань. 4.Храм Фаю — строительство началось в 1580 году. Храм был перестроен в
1699 году по велению императора Канси. 5. Храм Хуэйцзи — построен в 1573
году у подножья горы.

Наберите в Гугле «остров Путо», откроется страница ссылок, и Вы сможете, нажав кнопку «картинки», ознакомиться с
красивыми видами этого исторического места. Но нужной мне картинки там нет. Это одна из 13 фотографий, сделанных Е.Е. Малининой на острове и помещенных для иллюстрации её статьи в упомянутой книге. Одна из этих фотографий крайне интересна, она оставлена Е.Е. Малининой без комментариев.

Эта деталь каменной резьбы, обрамляющей площадь Гуань Инь изображает Майтрейю - грядущего Будду. Здесь мы находим много атрибутов, свойственных Его изображениям. Прежде всего, это ступа на Его диадеме. Когда Благословенный медитировал на образе Учителя, Его ученики увидели ступу Просветления на Его макушке. Поэтому Майтрейя всегда изображается со ступой на голове. Здесь Он изображен в лалитасане – с приспущенной правой ногой, что говорит о Его готовности к скорому Пришествию. В обеих руках Он держит распустившийся лотос с длинным стеблем. Сидит Он тоже
на лотосе, который располагается на спине слона – символе верховной власти (а так же медитации, из которой Он уже вышел, собираясь спуститься сюда, к нам). Интересная деталь – у этого слона тройственные бивни. Один бивень надломлен, - работа времени. К сожалению,я не могу датировать это изображение, но явно, - оно старинное.

Вокруг Аджиты множество фигур Бодхисаттв и Архатов, которые придут вместе с Ним. Его Воинство. Но этот материал написан ради одной детали, которая не сразу бросается в глаза. Как пишет Ю.Н. Рерих в своей фундаментальной
работе «Тибетская живопись» (М., МЦР, 2002, стр. 54),впервые изданной в Париже в 1925 году, Гаутама Будда, «прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на Бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил не его голову свою диадему Бодхисаттвы».

Так вот: как мы видим на этой фотографии, эта диадема украшена тройственным Знаком, предложенным Н.К. Рерихом как Знак Знамени Мира. Изображение этого Знака на таком ответственном элементе, как переходящая диадема Бодхисаттвы, руководящего определённой Ему Эпохой эволюции Мира, мы видим впервые. Связь Знака Знамени Мира с Майтрейей, - Буддой Грядущего нам представляется крайне многозначительной. Больше того, этот же Знак завершает ступу на голове Непобедимого, от него исходят лучи сияния. Этот же Знак мы видим на голове Бодхисаттвы, стоящего слева от
Татхагаты, того который в правой руке держит свёрнутое знамя, а в левой ступу с аурой. Интересно, Кто это? Очень симпатичное лицо!
В связи с данной диадемой сразу же пришло на ум изображение средней части триптиха Н.К. Рериха «Fiat Rex» (1931) посвященного одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.
http://www.icr.su/rus/katalog/annot_01.php
Великий Владыка там держит в руках нечто круглое. В аннотации к этому полотну, которая дана на сайте МЦР сказано: «До недавнего времени исследователи творчества Н.К.Рериха считали, что в руках Учителя находится подушечка со светящимся Камнем – Сокровищем Мира, хранителями которого могут быть только самые достойные представители человечества.
Однако в письме Е.И.Рерих от 10 мая 1937 г. встречается упоминание о том, что Учитель держит Венец. «Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы, – пишет она о триптихе. – Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов». Таким образом, на центральном полотне триптиха изображен Глава Иерархии Света».

Да не в том же дело, что «на центральном полотне триптиха изображен Глава Иерархии Света», а в том, что Он держит Венец «Обруч с одним камнем-алмазом [который] есть символ Братства и Его Главы…» в руках, а не несёт его на Своей Главе. Причем, Он держит его с таким видом, как будто бы готовится возложить его на чью-то Главу. Если этот Обруч,
«символ Братства и Его Главы» является той переходящей диадемой Бодхисаттвы, руководящего очередной Эпохой эволюции Мира, то какой нам следует сделать вывод? Предоставим ответить на этот вопрос Вам, читатель.

Мы же здесь упомянем ещё вот о чём. В своей исключительно важной работе 1925 года «Тибетская живопись» Ю.Н. Рерих (здесь вот она лежит, обязательно ознакомьтесь: http://mith.ru/alb/buddhism/tg01.htm) пишет: «Минули века, но буддисты всех сект ожидают прихода Грядущего. Фа-сянь, китайский путешественник V века, донёс до нас легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрейя не придёт воплощенным». (Там же стр. та же).

Рерихи получили Чашу Будды в марте 1934 года. Недавно я повторно размещал у себя фото с неё,  здесь: http://yasko.livejournal.com/268730.html

Так волнующая легенда V века стала потрясающей реальностью нашей жизни.
А теперь догадайтесь - почему без комментариев я заканчиваю этой репродукцией. (если поместится)

Н.К. Рерих. Мадонна Защитница (Святая Покровительница) 1933 г.

http://yasko.livejournal.com/1445060.html
 
ФОРУМ » ПУТИ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ » СИМВОЛЫ и ЗНАКИ » Знак Матери Мира Рериха
Страница 1 из 11
Поиск: