Главная » 2016 » Август » 21 » Путешествие с ночевой на Крестовую гору Губахи и Широковское водохранилище
17:07
Путешествие с ночевой на Крестовую гору Губахи и Широковское водохранилище

Итак... Мы запланировали встретить, как обычно, мой день рождения где-нибудь посреди природной красоты и решили в этот раз съездить с ночевой в сторону Губахи, где можно посетить Крестовую гору и переночевать на Широковском водохранилище.

Так получилось, что машина Андрея временно неисправна, а потому мы отправились в путь на моей Ласточке))). Для меня, если честно, это первый такой опыт дальнего и долгого трёхчасового вождения, к тому же я страдаю ориентационным кретинизмом))), а потому лоцманом, естественно, выступал Андрей.

Чтобы наши собаки не очень скучали, мы решили провести всё утро с ними, а в 12-00 18 августа отправились в путь. По дороге  встретился бешеный дальнобойщик, желающий раздавить нас весом своего многотонного монстра, а всё потому, что он не тормозил заранее и катился с горы на огромной скорости, а я стала постепенно притормаживать, видя впереди людей и препятствие в виде ремонтных работ, да и знаки навязчиво уже давно просили притормозить... Однако, желание дальнобойщика разгоняться было столь велико, что он на скорости притёрся к нам и, словно маньяк, давил на нашу малютку гудками и своим гигантским видом.))) Понятно, конечно, что большегрузу трудно тормозить с горы, но он должен был заранее по предписывающим скоростным знакам предпринять торможение...Странное поведение... Наверно, он был не в духе..., а, может, опаздывал куда...)))

Как обычно, мы остановились остудить двигатель около залива Шалашной.

Следующей нашей остановкой (не только для охлаждения двигателя, но и для эстетического удовольствия) было место с каменными останцами, с которых открывается величественная панорама с видом на Басеги. Здесь мы останавливались ранее с нашими знакомыми Ириной и Кириллом, когда ездили к Усьвинским столбам.

Кстати, мы ехали в Губаху не просто так, а к замечательному местному жителю - Николаю Макарову, с которым Андрей года два-три назад познакомился на Крестовой горе. Николай исследует Губаху и близлежащие районы с их каменными и водными просторами, помогает краеведам и геологам изучать это удивительное место. Когда мы встретили его первый раз, он со своим сыном Витьком отправлялся на поиски гигантской карстовой воронки посреди леса. Эту воронку видно с Крестовой горы как тёмное лесное углубление. В общем, приехали мы в гости к Николаю. Это талантливый человек: он преподаёт в фельдшерском училище и в танцевальном коллективе народных танцев, но кроме этого ещё волшебно режет по дереву. Дома он нас напоил иван-чаем собственного приготовления и показал альбом с фотографиями самых красивых мест, где он бывал. Там мы увидели и карстовую воронку, к которой он дошёл со своим сыном Витей. Этот карстовый провал столь велик, что голова может закружиться, глядя вниз - глубина с девятиэтажное здание!!!

Затем Николай нас повёл не на основной хребет Крестовой горы, куда обычно ходят туристы, а на его среднюю часть. Там мы ещё не были...

Подъём в гору, конечно, стоит того, потому что там можно провести много времени, созерцая открывающиеся виды, изучая каменные глыбы, напоминающие истуканов и даже можно потрогать окаменевшие части древнего хвоща.

Гора вся состоит из песчаника, который, вымываясь , создаёт каменные скульптуры самой причудливой формы, а осыпавшийся песок можно взять в ладонь, ощутив то время, когда он был дном Пермского моря.  Крестовая гора – это северная вершина хребта Рудянский Спой. Каменные останцы выталкиваются кверху наслоением плит одна на другую, образуя геологический разрез Крестовой горы.

В XVIII веке на этой горе нашли месторождение железной руды. Это открытие положило начало сначала заводу, а затем городу Губахе. Из первого выплавленного в Губахе чугуна был отлит крест, который установили на гребне горы Крестовой. Именно поэтому и возникло название этой горы.

До наших дней этот крест не дожил, после революции он был сброшен. В июне 2011 года крест (хоть и куда более скромный деревянный) вновь был установлен на вершине. Крест периодически ломают... Вот и в этот раз, за день до нашего приезда выяснилось, что креста на горе уже нет (мы не были в том месте, где установлен крест, но нам так сказал Николай)...

Гора Крестовая является геологическим и палеонтологическим памятником природы Пермского края. Здесь и залежи каменного угля, и разнообразные окаменелости, отпечатки каменноугольной флоры, остатки древних растений и коры деревьев, палеопочвы...

Виды же с горы открываются столь впечатляющие, что сердце боится биться, чтобы не спугнуть эту красоту...

Мы обнаружили некие вдавления. Первое, что приходит в голову, глядя на них, так это то, что древние люди создали такие чаши для сбора дождевой воды, потому что родники  - намного ниже, а вода нужна всегда. Ещё мы нашли вдавления, напоминающие следы человека. Я сейчас жалею, что не встала в эти отпечатки... Интересно, что бы я ощутила... А рядом с вдавлениями, напоминающими следы, - ещё одно в виде небольшой чаши или как опора для столба))).

Сколько бы мы не провели на этой вершине времени, всё бы было мало... Жаль, что удалось побывать там совсем недолго... Мы торопились - хотелось встретить закат на Широковском водохранилище... Зачерпнув в рот свежие ягоды черники с черничного поля, прижившегося на вершине, мы побрели вниз...

К Широковскому водохранилищу ведут две дороги: одна поближе - через посёлок Юбилейный, но по "убитой" дороге, а вторая - подальше, но по асфальту. Мы выбрали второй вариант))).

Широковское водохранилище получило название по посёлку Широковскому и, в общем-то, соответствует названию, потому что водохранилище весьма обширно. Оно вытянулось по реке Косьве с северо-востока на юго-запад на 25 километров. Ширина водохранилища – от 1 до 4 километров. При этом оно имеет значительную глубину до 36 метров (средняя глубина – 12,9 метров). Длина плотины водохранилища – около 300 метров.

Строительство ГЭС было начато в 1942 году, а закончено в 1948. Широковская ГЭС - первенец гидроэнергетического строительства на Урале. При строительстве были применены уникальные инженерные решения. Николай нас удивил, что эти решения - дипломный проект. Решение было задумано таким образом, чтобы найти две мощные скалы и реку меж ними, и построить меж скальными укреплениями дамбу, создающую затор потоку воды. Опыт сооружения и эксплуатации Широковской ГЭС был использован в дальнейшем при строительстве мощных гидроэлектростанций в Сибири и в сейсмически опасных районах Средней Азии.

Однако, история его строительства печальна. Водохранилище и Широковская ГЭС строились с 1944 году силами заключенных ГУЛага, большинство из которых составляли репрессированные калмыки. Многих калмыков депортировали прямо с фронта Великой Отечественной, от сталинских репрессий при этом не спасали и высокие награды, полученные за смелость в бою. Репрессировали без суда и следствия даже женщин. Было много там и советских немцев. Многие из узников так и остались навсегда лежать в уральской тайге в безымянных братских могилах. По некоторым данным, из-за тяжелых условий труда ежедневно умирало 5-6 человек.

В память об этих событиях в поселке Широковском на средства Республики Калмыкии установлен памятный знак репрессированным калмыкам с надписью «Вечная память фронтовикам-калмыкам, погибшим на строительстве Широковской ГЭС в 1944 - 1945 гг.».

Подъехав к водохранилищу, я несколько расстроилась, потому что уже темнело, а места красивого для ночлега не было: весь берег испорчен мусором, оставленным отдыхающими. Это очень печально! Да и ровной площадки для палатки мы не могли найти. Однако, в этом месте есть автомобильный мост. Он выглядит непригодным для движения машин, но мы увидели, что автомобили местных жителей там проезжают довольно резво... Мост этот я сфотографировала уже утром, чтобы запомнить особенности.

Под руководством Николая Андрей смог перевезти машину через мост, и мы обосновались во вполне красивом месте с видом на омелевшую реку с одной стороны и поросший хвойным лесом холм - с другой. И, конечно, вид на саму дамбу))). На фотографиях, которые я видела в интернете, эта дамба славится мощным потоком воды, словно водопад. В тот момент, когда мы приехали, этот водопад был незначительным.

Темнело всё быстрее... Андрей быстро установил палатку и хоть и не успел сфотографировать закат вечером, но сфотографировал полную луну, осветившую собой всё ночное небо.

Конечно же, собрали хворост и развели костёр, у которого очень душевно провели время за беседами.

Приготовили мы любимое всеми нами на природе блюдо: кашу полбу с вегетарианскими сосисками, корейской морковкой и помидорками "Черри". Вкусно необыкновенно!!!

Ночь была звёздной. То и дело по небу летели болиды. Их видели Андрей и Николай. Мне же не удалось увидеть ни разу))). Зато у Андрея ночью получился очень удачный романтичный кадр с видом на машину, палатку и ночное звёздное небо...

У Влады тоже получались удачные кадры с костром. В них можно разглядеть танцующих огненных шаманов. Надеюсь, в огне не только мне мерещатся разные существа?)))

В Широковском посёлке живёт мама Николая, а потому ночью он уходил ночевать к ней в дом.  В общем, мы где-то в час попрощались с Николаем. Андрей с Владой проводили его до дома и набрали на ночь дров. Подкинули дров в костёр и пошли спать. Нужно было выспаться. Я решила, что спать буду в машине, потому что в палатке мне в последний раз показалось душновато втроём, да и к тому же машину я специально поставила лобовым стеклом в сторону реки - не каждую ночь предоставляется возможность так романтично поспать...

Посреди ночи (а было чуть более трёх) я услышала разговор у костра, а за окном машины увидела Андрея с Владой о чём-то весело беседующих. Оказалось, что ночью к нам пришла собака. Николай говорил, что ночью к нам может прийти лиса. Мы ей оставили в тарелке остатки каши. Но лиса оказалась чудесным добрым псом, который обладал таким аппетитом, что ел подряд всё, что мы ему предлагали. При этом он весело резвился, носился, как конь, по округе и постоянно лез обниматься и целоваться... Уж, не знаю, кто его так научил... Но у этой собаки можно поучиться способности быть счастливым. Она радовалась всему, что видела на своём пути!!! Нам показалось, что поведение этого пса очень похоже на поведение нашего Люка, а потому называли его Люк. По-моему, ему было без разницы, как мы его называем..., ему было радостно, что с кем-то можно поиграть и повеселиться...

Я нисколько не жалею, что этот пёс прервал наш сон ночью, потому что впечатлений от него было масса!

Родилась я 40 лет назад прямо на восходе Солнца. Последнее время в день своего рождения, 19 августа, я просыпаюсь за несколько минут до рождения. Так случилось и в этот раз. Я проснулась в 5-52. Видно было, что Солнце вот-вот взойдёт из-за горизонта, потому что небо уже синело от его лучей. Над землёй и водой держалась дымка, словно облако обнимало землю. А по мосту сквозь дымку тихонько следовали коровы, гонимые своим пастухом... На самой же дамбе, как мне показалось, стоял человек и что-то пристально рассматривал...

Костёр уже тлел, а потому я пошла за хворостом, чтобы поддержать огонь. Пока искала дрова, обнаружила вдали от палатки кроссовок Влады. Видимо, она оставила их снаружи))). Второго кроссовка рядом с палаткой я не нашла. Конечно, я поняла, что наш ночной гость позабавился ночью. Поиски не принесли результата. Но я надеялась, что второй кроссовок может лежать внутри палатки...

Развела костёр, и тут пришёл "Люк". Всё такой же радостный. Я с ним прекрасно встретила минуты своего рождения. Столько счастья, сколько есть в нём - это необычайно!!! Он - кладезь радости и любви. Я покормила его, а он от восторга помчался по омелевшей реке, да так, что брызги летели во все стороны. Удивительно, как легко он заскакивал на крутые берега... Потом он куда-то убежал, а вернулся уже не один, а со своей подругой: совсем исхудавшей и пугливой. Мне не удалось накормить её, потому что, приближение к ней её отпугивало, а пища, которую я ей положила поодаль, была скоротечно поглощена "Люком"....

В лучах восходящего Солнца я фотографировала себя в сам момент своего рождения. Хотелось запечатлеть эти моменты...

Так мы с "Люком" дождались, когда пробудилась Влада... Он был счастлив, когда она выползла из палатки. Естественно, я сразу попросила Владу посмотреть свой кроссовок в палатке. Но оказалось, что обувь она ставила снаружи. И уже ничего с этим не поделаешь... Хорошо, что я взяла с собой свои кроссовки для лазанья по скалам. И хорошо, что у нас с Владой один размер обуви.

Однако, хотелось найти кроссовок. Мы показывали "Люку" оставшийся и просили принести первый. "Люк" бежал, словно вспоминая где оставил, но весёлый возвращался ни с чем... Видимо, он и сам уже не помнит, где оставил свою игрушку... Но мы обошли все заросли, куда возможно было пролезть... Ничего не нашли... Кроме ещё одного туристического ботинка, спрятанного в траве))). Видимо, мы тут не первые жертвы...)))

Потом мама мне прислала СМС с поздравлением, и, поняв, что я уже не сплю, позвонила мне. Я включила громкую связь, потому что телефон держался на селфи-палке, а "Люк", услышав новый голос, стал оглядываться по сторонам и, почему-то он искал источник голоса сверху над собой. Это выглядело очень весело! Я решила показать "Люку" что такое селфи. И он увидел своё изображение в моём смартфоне. Такое выражение "лица", полное удивления, трудно себе представить. По крайней мере, это заставило его на мгновение застыть, что с его темпераментом труднодостижимо. См. фото.

Вскоре проснулся и Андрей. Они с Владой захотели суп с утра. Завтрак удался на славу. Для всех, в том числе и для "Люка". Я надеялась, что придёт его худая подружка, но её не было... Потом и "Люк" убежал куда-то...

Мы с Владой в поисках ботинка отправились к мосту, где встретили дедушку, который шёл к роднику. Спросили его, не видел ли он кроссовок. Объяснили, что к нам приходила ночью собака. Дедушка предположил, что собаку зовут Дёма и его хозяйка - пермячка, живёт в двухэтажном доме в посёлке... Предложил там и искать ботинок. Но мы в дом идти постеснялись...

Заодно, находясь рядом с дамбой, решила сфотографировать поближе человека, который с утра стоял на дамбе и не двигался... Приблизила фото, как смогла... Ну и поняла, что тот человек, который, как мне казалось, следил за нами с утра, оказался памятником. Это как раз тот памятник калмыкам, что поставили в память о погибших на строительстве ГЭС.

Вернулись к Андрею, отдыхающему на матрасе,  мы опять ни с чем...))) Зато, пока я искала потерю, нашла окаменелось древней флоры... Сфотографировала, взять не смогла, потому что камень врос в землю...

Пёс опять к нам прибежал, мы его пробовали называть Дёмой, но, кажется, что не важно ему, каким именем называют, он не среагировал особо на имя, а потому мы продолжили называть его Люком))).

Мы ждали Николая. В 11-00 открыли шлюзы и омелевшая река вдруг заполнила все берега.

Николай присоединился к нам в начале двенадцатого, и мы отправились по тайной тропе через дамбу на противоположную сторону, где и есть широкий разлив, и где 1 февраля 1956 года упал в ледяную толщу метеорит.

В то утро на рассвете местные жители увидели летящий по небу огненно-белый болид, светившийся ярче солнца. Через несколько секунд раздался сильный удар.  Как оказалось, метеорит упал почти в центре водохранилища. Пробив толстый лед, космический пришелец утонул. На льду образовалось круглое отверстие диаметром 42 сантиметра. Близ отверстия на льду осталась метеоритная пыль. По заключению специалистов, это был железный или железокаменный метеорит весом более 250 килограмм. К сожалению, все последующие попытки разыскать Широковский (или Углеуральский) метеорит на дне, не увенчались успехом. Поиски осложнялись большой глубиной водохранилища в этом месте (23 метра).

В начале 2000-х годов поиски метеорита были продолжены. Исследователями были найдены материалы, похожие на метеорит, однако экспертиза показала их земное происхождение. Тайна Широковского метеорита остается неразгаданной.

И вот в такое место мы и пришли. Берег там каменистый, в каких-то местах обрывистый. Я хотела поискать камни))), но опять не было времени... Впереди были ещё некоторые места, которые нам хотел показать Николай. Мужчины немного поплавали... Кстати, за нами увязался Люк, и он наотрез отказался купаться в этой воде... Что-то его пугало...

Обратно мы решили возвращаться через Юбилейный. Дорога там удобоваримая только для вездеходов, а для моего Гетца представляла собой испытания на подвески... Но мы поехали...

Люк побежал за машиной... Видимо, он решил, что мы - его новая стая. Очень больно осознавать, что приручил кого-то и не в состоянии быть в ответе за него... Я вспомнила "Маленького принца" Экзюпери. Стало горько и обидно за Люка. К сожалению, рядом не было людей, которые могли бы попридержать собаку, пока мы удалимся на недосягаемое для него расстояние. Машина по избитой дороге продвигалась медленно. К счастью для моей совести и для сил Люка, мы делали остановки в интересных местах.

Первой остановкой была скала, полностью состоящая из реликтовых отпечатков. Такого их нагромождения я ещё не видела нигде, и если бы была возможность, забрала бы всю скалу, но захватили мы с собой лишь несколько кораллов, мшанок и брахиопод.

Всю дорогу нас сопровождали коровы без пастуха (видимо, те, что рано утром переходили через мост)... Следующей остановкой был родник. К этому вкусному и очень холодному источнику не ленится ходить весь посёлок.

Когда Люк приближался к коровам, в него вселялся бес. Видимо, молодость ещё не знает страха... Люк хватал коров за хвосты, а коровы грозились рогами и лягали его задним копытом. Особенно злился бык. Потом Люк пытался схватить за бок телёнка. Мы, как могли, отгоняли его, но он был занят своей жестокой игрой... Ну и по заслугам получил, когда бык в очередной раз оттолкнул его задним копытом.

Кстати, у родника стояла необычной формы коряга. Она напоминала мне Лешего, защищающего здешние места...

Мы вновь сели в машину, а Люк побежал за нами. Он бежал сначала легко, а потом жара и передвижение в гору дали о себе знать, и он стал задыхаться, но ни в какую не сдавался... На душе скреблись от этого кошки... Мы останавливались, чтобы дать ему попить, но уже понимали, что бежать он будет до Юбилейного, пока не начнётся асфальтовая дорога, и машина не сможет разогнаться, потерявшись в мгновение из его вида...

По пути мы остановились у ещё одного интересного места с каменными останцами. Эти камни мало кто из туристов знает, а потому поверхность их чистая, не исписана именами и городами посетителей...

Это был последний пункт, на котором мы должны были побывать. Сели в машину, а Люк, уставший, но верный своей задаче идти за нами, гнался по пятам. Я испытала неимоверные муки совести и боль за этого преданного пса. Но вскоре мы добрались до асфальтовой дороги Юбилейного, и не оглядываясь, но попрощавшись с Люком, мы рванули на всю мощь...

Я не знаю, что было с ним дальше... Думаю, что потеряв нас из вида, он лёг в тенёчек и заснул, а проснувшись, повернул назад, вернувший в родные места Широковского водохранилища. Но он оставил хорошую память о себе в моём сердце... Если бы не его пакостность в отношении коров, то я бы могла назвать его ангелом счастья...

Мы доехали до Усьвы, потом вернулись в Губаху, чтобы довезти Николая. Попрощались с ним, поблагодарили за чудесное время, проведённое с ним и под его чутким руководством..., и отправились в Пермь.

По дороге мы не встретили бешеного дальнобойщика, чему я безмерно рада. Интересно, что пока я вела, несмотря на малое количество часов, что удалось поспать ночью, чувствовала себя довольно сосредоточено (не так, как за день до этого, но совсем неплохо в свете бессонной ночи)... Поняла на опыте, что водитель и пассажир во время движения находятся в разных состояниях сознания...

По пути, остановились в кафе Усть-Шалашной, поели, и до конца путешествия оставалось 50 минут, которые, как сейчас кажется, пронеслись за миг...

Вот такое путешествие у нас было в мой день рождения...)))

Просмотров: 2317 | Добавил: soundsoul-aum
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.